Моя личная убежденность состоит в том, что мужчина, ни разу не ездивший на мотоцикле хотя бы в детстве, не может считать себя таковым. Ибо из всех мужских игрушек именно мотоцикл несет в себе тот самый дух хулиганства, контролируемого риска и драйва, которыми просто обязаны быть пропитаны годы нашего становления. Гонять на байке просто от дома до работы — это уже в каком-то роде подвиг, но лишь для некоторых, особенно безбашенных из нас стантрайдинг может стать настоящим средством самовыражения.
Promotion
-
Конкурс Men's Health и HONOR завершен: узнай имена победителей!
-
В какой город Финляндии стоит поехать именно тебе?
-
Как получить V-образную фигуру: 6 упражнений на дельты от X-fit
-
Oris Big Crown ProPilot X Calibre 115: первый скелетон с мануфактурным механизмом
-
Гастроли Restaurant 108 в «Кококо»: ужин с Кристианом Бауманом
Стант (он же стантрайдинг) — это трюковая езда на мотоцикле, новое и уже весьма популярное направление мотоспорта. Говорят, впервые стантеры появились в Англии еще в прошлом веке, аж в далеких восьмидесятых годах, а началось все с залихватской езды на одном колесе — заднем, а потом и переднем. Сегодняшний стантрайдинг стремительно развивается и щеголяет практически непостижимыми для обычного человека трюками, но при этом до сих пор не признан официальным видом спорта. Хотя по сложности и эффектности это своего рода гибрид спортивной гимнастики, фигурного катания и акробатики.
Академик Андреев
Хотя основной инструмент в стантрайдинге все-таки мотоцикл, этот экстремальный вид спорта требует недюжинной физической подготовки. Александр Андреев — глава Академии стантрайдинга, призер Восточной Европы, прорайдер: «Вообще, я начинал с брейк-данса и активно занимался им довольно долго — с семнадцати до двадцати пяти лет, а также достаточно долго увлекался акробатикой. И это мне очень хорошо помогает сейчас, ибо без филигранного владения собственным телом подчинить себе мотоцикл очень непросто».
Андреев не типичный байкер с пивным пузом и неряшливой бородой. В свои тридцать семь он всегда в прекрасной форме, что заметно даже сквозь защитную экипировку. На первый взгляд может показаться, что он качает железо с утра до вечера, однако это далеко не так:
«Одно время я действительно активно занимался в тренажерном зале с тренером и набрал вес аж до девяноста килограммов, что при моем росте 175 сантиметров очень много, но мне пришлось отказаться от подобного стиля тренировок. При большом весе и чрезмерно развитой мускулатуре мне стало сложно выполнять трюки, в которых в первую очередь требуется статическая выносливость». Сейчас Андреев весит на пятнадцать килограммов меньше, но его атлетизм от этого только вырос: «Я понял, что мышцы мне мешают, ибо большой вес оказался полезен лишь при езде на больших и тяжелых байках, которые в станте обычно не используются».
Правила станта
Сегодня трюков в стантрайдинге так много, что простое их перечисление займет не одну страницу. Но базовых элементов, на которых строятся все самые сложные связки, всего три:
При оценке выступления спортсменов судьи смотрят на артистичность, акробатику, уровень сложности трюков, разнообразие и частоту их выполнения. Как правило, выступление ограничено по времени тремя минутами.
Ошибками в станте считаются моменты плохого контроля мотоцикла. «Я всегда придерживался ступенчатой модели обучения, — объясняет Андреев, — то есть никогда не шел на элемент, если я его полностью не контролировал. К примеру, поднимаешь мотоцикл на 15 градусов на заднее колесо и едешь на ускорении — все хорошо. Поднимаешь на 45 градусов — все, ты уже толком не контролируешь мотоцикл, начинают происходить ошибки, которые могут привести к травме. И я всегда шел поэтапно, не спеша, угол подъема байка рос со временем. То же самое касается и стоппи, и любого другого элемента. Основная ошибка начинающих стантеров заключается в том, что они пытаются сразу выполнить элемент, в то время как намного лучше разложить его на части и как следует отработать».
Тренировка
Хочешь сам выполнять трюки на мотоцикле? Хорошо подумал? Тогда постарайся сам стать мощной и отлаженной машиной, иначе травмы тебе обеспечены.
У физической подготовки стантрайдера есть одна особенность: хоть тебе и непозволительно иметь слишком много мышечной массы, но крепкие связки, развитая статическая выносливость, отменный баланс и гибкость жизненно необходимы для успеха. Потому тренироваться придется не только со штангой или на турнике. С помощью нашего героя мы подготовили для тебя специальную тренировку, которая не только укрепит все нужные для трюковой езды мышцы, но и защитит от вероятных травм.
Выполняй эти упражнения 3–5 раз в неделю. Делай их по очереди, желательно за 6 часов до тренировки с мотоциклом или сразу после нее. Также можешь добавить их в свои обычные тренировки в тренажерном зале.
1. Присед пистолетиком с 3 паузами
- Мышцы: квадрицепс, задней поверхности бедра, ягодичные, голени, кор.
- Для чего полезно: укрепляет компоненты коленного сустава, развивает баланс и гибкость.
Встань боком к мотоциклу, взявшись за него для лучшего сохранения баланса. Едва заметно согни рабочую ногу в колене, вторую ногу выпрями и оторви от пола (А). Сгибая рабочую ногу в колене, начни опускаться вниз и остановись на одной трети амплитуды (В). Задержись в этом положении на 2 секунды, после чего продолжи движение вниз и остановись в точке 2/3 амплитуды (С) еще на 2 секунды. Наконец опустись как в полный присед и застынь там еще на 2 секунды (D). Единым движением поднимись, вернувшись в исходное положение. Сделай 3–4 подхода по 10–20 повторов каждой ногой. Отдых между подходами — 60–90 секунд.
- Важно: не отрывай пятку рабочей ноги от пола и старайся не округлять поясницу. В идеале стремись к тому, чтобы выполнять это упражнение вообще не опираясь рукой о мотоцикл.
2. Румынская тяга с резиной на одной ноге
- Мышцы: ягодицы, задней поверхности бедра, голени, кор.
- Для чего полезно: увеличивает стабильность коленного сустава и голеностопа, развивает баланс и гибкость.
Повесь резину на трапецию — туда, куда кладут штангу во время приседаний. Поставь правую ногу вперед и наступи ей на резину. Левую отставь назад и поставь на мысок на расстоянии одного шага от опорной ноги. Выпрями спину, чуть согни правую ногу в колене — это исходное положение (А). Отводя таз назад, подконтрольно наклонись и опусти корпус почти до горизонтали (В). Выпрямись, мощно подай таз вперед и вернись в исходное. Выполнив все повторы, отдохни минуту и сделай то же самое другой ногой.
Сделай 3–4 подхода по 15–30 повторов каждой ногой. Отдых между подходами — 60–90 секунд.
- Важно: следи, чтобы наклон начинался с движения таза назад. Словно ты тазом открываешь дверь позади себя — и все получится.
3. Жим Палофа с резиной стоя в сплит-приседе
- Мышцы: бедра и голени, кор.
- Для чего полезно: развивает баланс и статическую выносливость мышц кора и ног.
Встань левым боком к мотоциклу. Закрепи резину на руле мотоцикла, двумя руками возьмись за резину и отойди немного вправо, чтобы натянуть ее. Поставь левую ногу вперед, а правую назад и опустись в сплит-присед. Руки с резиной подними к груди (А). Не меняя исходного положения, плавно выпрями руки перед собой и зафиксируйся в этом положении на 2 секунды (В). Верни руки к груди и повтори. Сделай по 15–20 повторов, после чего отдохни, повернись другим боком к мотоциклу и повтори. Отдых между подходами — 60–90 секунд.
- Важно: не допускай ротаций в пояснице и не наклоняйся в сторону — держи корпус максимально вертикальным и дополнительно напрягай мышцы живота, когда выпрямляешь руки.
4. Отжимания уголком
- Мышцы: дельтовидные, трапециевидная, трицепсы.
- Для чего полезно: укрепляет мышцы плечевого пояса, развивает гибкость плечевых суставов и баланс.
Наклонись и поставь ладони на пол на ширине плеч. Ноги поставь на седло мотоцикла, выпрями их и выстави корпус вертикально, чтобы руки и туловище составляли единую линию (А). Теперь плавно согни руки в локтях и опусти голову как можно ближе к полу (В). Вернись в исходное положение, повтори. Сделай 3 подхода, выполняя в каждом максимальное количество повторений. Отдых между подходами — 90–120 секунд.
- Важно: не сгибай ноги в коленях и не запрокидывай голову назад, старайся двигаться четко вверх-вниз.
5. Тяга с резиной в сплит-приседе
- Мышцы: широчайшие, трапециевидная, ромбовидные, задние дельты, кор, бедра.
- Для чего полезно: стабилизирует плечевые суставы и лопатки, развивает статическую выносливость мышц спины и ног.
Закрепи резину на руле мотоцикла, возьмись за другой конец и немного отойди от мотоцикла, чтобы резина натянулась. Одну ногу поставь вперед и прими положение сплит-приседа (А). Сводя лопатки, притяни резину к себе и зафиксируйся в этом положении на 5 секунд (В). Подконтрольно выпрями руки и вернись в исходное положение. Сделав все повторы, отдохни, поменяй ноги и продолжи. Сделай 4–5 подходов по 15–30 повторов каждой ногой. Отдых между подходами — 60–90 секунд.
- Важно: главное движение в этом упражнении — это сведение лопаток, так что начинай тягу именно с него. И следи за тем,
чтобы не горбиться и не поднимать плечи, когда подтягиваешь руки к себе.
6. Отжимания с паузами
- Мышцы: грудные, дельтовидные, кор.
- Для чего полезно: укрепляет мышцы плечевого пояса и сухожилия трехглавой мышцы плеча.
Прими положение обычного упора лежа, поставив ладони чуть шире плеч. Ноги выпрями и держи тело в одну линию с туловищем (А). Начни движение вниз и остановись на трети амплитуды на 2 секунды (В), продолжи движение и остановись на двух третях амплитуды еще на 2 секунды (С) и вновь продолжи движение вниз, на этот раз зафиксировавшись на 2 секунды в самой нижней точке амплитуды (D). Выпрями руки и вернись в исходное положение — ты сделал 1 повтор. Выполни 3–4 подхода, стараясь сделать в каждом максимальное количество повторений. Отдых между подходами — 60–90 секунд.
- Важно: не задерживай дыхание во время остановок и не проваливай таз вниз — пусть ноги и корпус остаются в неизменном положении во всех точках амплитуды.
7. Ударные выпрыгивания
- Мышцы: квадрицепсы, ягодицы, задней поверхности бедра, голени.
- Для чего полезно: укрепляет коленные суставы и голеностоп, развивает баланс и тайминг при спрыгивании с мотоцикла.
Залезь на седло мотоцикла, встань вертикально и выпрями ноги (А), приготовься к прыжку. Мягко спрыгни вниз, опустившись в глубокий присед (В). Сразу же как можно быстрее и мощнее выпрыгни вверх (С). Мягко приземлись и вновь залезай на мотоцикл. Сделай 10–15 подходов по 1 повтору. Отдых между подходами не менее 30 секунд.
- Важно: не части́ с подходами! Твоя задача — выполнить не все подходы подряд, а каждый прыжок делать максимально мощным.
8. Стойка на одной руке в упоре лежа
- Мышцы: дельты, грудные, трицепсы, кор, сгибатели бедра.
- Для чего полезно: укрепляет сухожилия ротаторной манжеты плеча и развивает статическую выносливость кора.
Встань в положение обычного упора лежа, но ноги поставь немного шире плеч. Выпрями ноги и выведи туловище в одну линию с ними. Теперь убери одну руку за спину. Застынь в этом положении на 20–60 секунд. Отдохни около минуты и повтори, но стой уже на другой руке. Сделай 4 таких подхода каждой рукой. Отдых между подходами — по 90–120 секунд.
- Важно: не проваливайся вниз и не допускай ротаций в пояснице, твои плечи должны остаться на одном уровне, как будто ты стоишь в упоре на двух руках.
Общая физическая подготовка райдера
- Александр Андреев: «В моей академии есть такое правило: если ты не можешь отжаться, присесть или подтянуться, то есть не в состоянии справиться со своим собственным весом, то ты точно не справишься с мотоциклом!»
Ни один комплекс специальных упражнений не будет эффективным, если твои общие кондиции развиты недостаточно. Так что, прежде чем приступить к освоению сложных элементов станта, убедись в том, что ты в состоянии выполнять базовый список простых нормативов.
Твой обязательный набор упражнений
- Подтягивания Прямым или обратным хватом ты должен подтягиваться 12–15 раз со своим весом.
- Отжимания Не менее 50 обычных отжиманий подряд не должно составлять для тебя проблемы.
- Приседания со своим весом Как и в случаях с отжиманиями, 50 четких повторов с собственным весом ты должен делать даже не сбивая дыхания.
- Бег трусцой — 5 км Тут не надо ставить себе никаких временных рамок, твоя задача — просто быть в состоянии пробежать 5 км, не останавливаясь на дозаправку.